Нарушение интеллекта

Определение

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) представляет собой стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Оно затрудняет или делает невозможным развитие высших психических функций, таких как мышление, речь и память, что влияет на адаптацию и поведение человека.

Причины

  1. Наследственные факторы:
    • Генетические мутации (например, синдром Дауна).
    • Хромосомные аномалии.
    • Наследственные заболевания (например, фенилкетонурия).
  2. Патология внутриутробного развития:
  1. Инфекционные заболевания матери (например, токсоплазмоз, краснуха).
  2. Гормональные нарушения и интоксикации (например, алкогольный синдром плода).
  3. Патологические факторы во время родов и в раннем возрасте:
  1. Родовые травмы и асфиксия.
  2. Нейроинфекции (например, менингит).
  3. Соматические заболевания и травмы мозга у новорожденных.

Диагностика

  1. Медицинская диагностика:
    • Обследование невролога для оценки состояния мозга и нервной системы.
    • Генетическое тестирование для выявления наследственных заболеваний.
    • Анализы и исследования для выявления метаболических и инфекционных заболеваний.
  2. Психологическая диагностика:
  1. Психометрические тесты для оценки уровня интеллекта (например, шкала IQ).
  2. Оценка развития когнитивных функций, речевых и моторных навыков.
  3. Использование диагностических инструментов, таких как стандартизированные тесты и шкалы развития.
  4. Клиническая диагностика:
  1. Оценка истории болезни и факторов риска.
  2. Наблюдение за поведением и развитием ребенка в различных условиях.

Виды нарушений интеллекта

  1. Легкая степень (дебильность):
    • IQ 69-50.
    • Небольшое отставание в развитии.
    • Способность к обучению и социализации с минимальной поддержкой.
  2. Умеренная степень (имбецильность):
  1. IQ 49-35.
  2. Заметное отставание в развитии речи и моторики.
  3. Нуждается в постоянной опеке и специализированном обучении.
  4. Тяжелая степень (идиотия):
  1. IQ ниже 35.
  2. Существенные нарушения моторики и речи.
  3. Нуждается в постоянной помощи и поддержке.

Коррекция и лечение

  1. Коррекция:
    • Специальное обучение: Индивидуальные и групповые занятия в специализированных школах или детских садах.
    • Психологическая поддержка: Психотерапия и коррекционные программы для развития когнитивных и социальных навыков.
    • Физическая реабилитация: Физиотерапия и трудотерапия для улучшения моторики и физического состояния.
  2. Лечение:
  1. Медикаментозная терапия: Лекарства для управления симптомами сопутствующих заболеваний (например, антиконвульсанты для лечения эпилепсии).
  2. Хирургическое вмешательство: При необходимости, например, для лечения аномалий мозга или других структурных нарушений.

Специалисты по диагностике и лечению нарушений интеллекта

  1. Невролог: Оценивает состояние нервной системы и мозга, назначает медицинские обследования.
  2. Психиатр: Диагностирует психические и поведенческие расстройства, назначает лечение.
  3. Психолог: Проводит психометрическое тестирование и психологическую оценку, разрабатывает коррекционные программы.
  4. Логопед: Работает над развитием речи и коммуникативных навыков.
  5. Дефектолог: Специализируется на коррекции нарушения интеллекта и разработке образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
  6. Физиотерапевт: Занимается физической реабилитацией и развитием моторных навыков.

Обучение детей с нарушением интеллекта

Понятие и степени умственной отсталости

Умственная отсталость — это стойкое нарушение познавательной деятельности из-за органического поражения мозга. Характеризуется нарушением высших психических функций, что влияет на поведение и деятельность ребенка.

Степени умственной отсталости:

  1. Дебильность: Легкая степень умственной отсталости (IQ 69-50). Дети отстают в развитии, имеют ограниченный словарный запас и плохо понимают инструкции. Они способны к обучению и могут вливаться в общество с минимальной поддержкой.
  2. Имбецильность: Умеренная степень умственной отсталости (IQ 49-35). Эти дети имеют значительные трудности в понимании речи и моторике. Они способны выполнять простейшие задачи и нуждаются в постоянной опеке. Основное обучение проходит в специальных школах.
  3. Идиотия: Тяжелая степень умственной отсталости. Раннее выявление нарушений, таких как задержка в развитии моторики и речи. Эти дети могут освоить минимальные навыки самообслуживания и нуждаются в постоянной помощи.

Причины нарушения интеллекта

Нарушения могут возникать из-за различных факторов:

  • Наследственные: Генетические дефекты, умственная отсталость родителей, алкогольная и наркотическая зависимость.
  • Патология внутриутробного развития: Инфекции, гормональные нарушения, интоксикации, травмы.
  • Патологии в раннем возрасте: Родовые травмы, асфиксия, нейроинфекции, травмы мозга.

Принципы обучения детей с нарушением интеллекта

Обучение основывается на общепедагогических принципах, с учетом специфики нарушений:

  1. Сознательность и активность: Использование различных методов для стимулирования познавательной активности и самостоятельного анализа.
  2. Наглядность: Применение визуальных и тактильных пособий для улучшения восприятия и понимания.
  3. Научность и доступность: Учебный материал адаптируется к возможностям учеников, упрощается и систематизируется.
  4. Индивидуальный подход: Учебные программы и занятия разрабатываются с учетом особенностей каждого ребенка, что возможно благодаря малому числу учеников в классе и индивидуальным занятиям.
  5. Коррекционный подход: Основное внимание уделяется исправлению и компенсированию нарушений, чтобы приблизить развитие ребенка к норме.

Специальное обучение направлено не на адаптацию к дефекту, а на его коррекцию и преодоление. Используются методы, способствующие интеллектуальному и физическому развитию, что позволяет формировать необходимые навыки и умения у детей.