Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями, ее цели, задачи и принципы

       Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.

       Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:

      1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития;

      2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности;

      3) снижение уровня детской инвалидности;

      4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации.

Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:

      1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями;

      2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;

      3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;

      4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

      5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;

      6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.

      Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:

      1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям;

      2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;

      3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса;

      4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.

Организации, оказывающие медицинские, специальные образовательные и специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями

       Медицинские услуги оказываются субъектами здравоохранения, имеющими профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность.

      К медицинским услугам относятся:

      1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы “риска” (скрининг);

      2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;

      3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;

      4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие организации образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.

       К специальным образовательным услугам относятся:

      1) углубленное и комплексное обследование детей с целью оценки особых образовательных потребностей;

      2) специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;

      3) обучение и воспитание по специальным учебным программам;

      4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Организациями, оказывающими специальные социальные услуги, являются организации образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

      К специальным социальным услугам относятся:

      1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите;

      2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями;

      3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами;

      4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;

      5) предоставление услуг социальных работников.

      Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан.

Права детей с ограниченными возможностями

      1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:

      1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      2) бесплатное обследование в субъектах здравоохранения, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;

      4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      5) получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных организациях образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;

      6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных организациях образования в пределах государственных образовательных программ;

      7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      8) первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения.

      2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют лица с инвалидностью первой и второй групп, лица с инвалидностью с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.

Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.

Права родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями

      Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:

      1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации;

      2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;

      3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      4) на возмещение затрат на обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа детей с инвалидностью по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых по решению местных представительных органов.

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.